И. В. Грачева
Кандидат филологических наук
Касимов
На том месте, где стоит ныне Касимов, люди жили еще в каменном веке. Об этом свидетельствуют найденные в городской черте каменные наконечники стрел и каменные топоры. Впоследствии обитатели здесь финно-угорские племена, давшие начало народностям мещеры и мордвы, а с первого тысячелетия нашей эры стали расселяться славяне (вятичи и кривичи).
Согласно древним преданиям, около 1152 года, во время энергичного и предприимчивого князя Юрия Долгорукого в непроходимых лесах на берегу реки Оки при впадении в нее реки Бабенки начали возводить сторожевую крепость, называвшуюся Городцом Мещерским. Издревле обжитое место превращалось в порубежный опорный пункт с высокими насыпными валами и глубокими рвами. Стучали в Городце топоры, росли деревянные стены, боевые и дозорные башни, безвестный зодчий озабоченно торопил усталых мастеров… И вряд ли они загадывали тогда, что заложенный ими в мещерской глухомани городок в будущем перешагнет рубеж второго тысячелетия.
Городцу не раз, как и многим русским поселениям сурового средневековья, приходилось воскресать из небытия. К концу XIV века он был уничтожен до основания пожарами и татарскими набегами. Но жители не собирались покидать освоенные благодатные места. Чуть подалее на Оке они вновь поставили крепость, именовавшуюся теперь Новый Низовой Городец. Вместе с русскими проживали в ней и мещеряки, и мордва. Они дружили, роднились, перемешивая бытовые обряды и обычаи. В середине XV века в жизни Городца произошла неожиданная и весьма значительная перемена. Летописи повествуют, как в разгар войны за московский престол Василия 2 и Дмитрия Шемяки шурин Василия, князь серпуховский, шел на подмогу родичу с большими военными силами и вдруг у Ельни столкнулся с невесть от куда взявшимся отрядом татар. Приученные к неожиданным татарским набегам, русские изготовились к обороне и начали перестрелку. Однако к их удивлению, татары отбивались вяло, не проявляя никакого желания вступать в битву. Тогда началось выяснение отношений. ''Вы кто есть?'' – кричали татары русским. ''А вы кто есть?'' в свою очередь откликались русские. Татары отвечали, что ведут их казанские царевичи Касим и Якуб, решившие помочь Василию. Оба отряда, соединившись, отправились дальше вместе. В реальности же Касим и Якуб сами искали помощи и покровительства у русского князя. Их отец - казанский правитель Улу – Мухамед, и их младший брат были убиты старшим братом Махмутеком, стремившемся к власти. И царевичи, опасаясь за свою жизнь, бежали вместе со свитой и родственниками на Русь. Василий II, ставший великим московским князем, пожаловал Касиму за верную службу Низовой городец. Так по княжескому указу возникший среди лесов и болот русский городок стал удельным татарским ханством, получив название Касимова. Рядом с острогом, внутри которого жались друг к другу деревянные избенки и церквушки, на холме, прозванном Татарской горой, появились сооружения из массивных известняковых плит: ханский дворец, мечеть с минаретом, потом начали возводиться и каменные мавзолеи-такие, памятники скончавшимся ханам и их родне. Необычная жизнь шла в Касимове: на городском торгу вперемешку слышалась разноязыкая речь, в толпе мелькали русские кафтаны и татарские рубахи. Спозаранку одна часть горожан под колокольный благовест спешила в церковь; другая, вслушиваясь в голос муллы, взывающий с минарета, шествовала в мечеть. А многие из мордвы и мещеры продолжали исповедовать древние языческие культы. Молились разным богам, но жили мирно, исподволь принимая у друг друга кулинарные рецепты, секреты ремесленного мастерства, особенности национальных узоров, украшавшие одежду, бытовые предметы и ювелирные изделия. Недаром местный поэт Е. Маркин писал о Касимове:
Он – веха в летописи! Ибо
Прославил Русь не тем, что стар:
Он первый памятник не игу,
А братству русских и татар!
* * *
/GrazevaIrina/kasimo_v_formate_zip.zip