Православие и мусульманские памятники Касимова.

 

     Глубинный городок Касимов замечателен тем, что сохранившиеся здесь памятники архитектуры рассказывают о развитии его уникальной истории с XV по рубеж XIX-XX веков. Возвышающийся на Татарской горе древний минарет, сложенный из больших, грубо отесанных плит, - свидетель расселения здесь родичей и сподвижников царевича Касима и начального образования Касимовского ханства. Минарет стал одним из каменных сооружений в городе. Мечеть, возведенная рядом с ним в XV веке, на рубеже XVII-XVIII веков была разрушена и восстановлена на прежнем фундаменте в конце XVIII века. Рядом с мечетью находится относящаяся к XVI веку текие Шах-Али, служившего Ивану Грозному. Татарская культура XVII века представлена мавзолеем Авган-Султана, стоящим на окраине Касимова. Эта постройка свидетельствует о взаимодействии и переплетении татарских и русских зодчих традиций.

     В XVIII-XIX веках Касимов становится богатым купеческим городом. Удобное водное сообщение с Нижним Новгородом не мало способствовало его процветанию. Вместо прежних скромных деревянных церквей в городе один за другим появляются каменные храмы, выстроенные в основном на пожертвования купечества. Первым таким храмом стала Богоявленская церковь (1700). Она расположена на месте существовавшего в древности на окраине Касимова мужского Богоявленского монастыря. В народе церковь чаще всего называют Георгиевской по приделу в честь Георгия Победоносца. В архитектуре церкви использованы элементы барокко, нового направления, которое под влиянием вкусов столицы начало проникать и в провинциальную глухомань. Местная церковная святыня – икона XVI века, изображающая борьбу Георгия со змеем, - ныне находиться в Третьяковской галерее. В XVIII веке появляются Никольская, Благовещенская, Троицкая, Успенская церкви, в начале XIX века – Ильинская. Из них только Никольская, поставленная там, где некогда был весьма почитаемый мужской Никольский монастырь, не прекращала своей деятельности вплоть до наших дней.

     Главный городской Вознесенский собор тоже до конца XVII века был деревянным. После пожара его возобновили в XVIII веке в камне. Настоящее здание выстроено в середине XIX века по проекту рязанского губернского архитектора Н.И. Воронихина. Учитывая особенности местной культурной жизни, архитектор сочетал в убранстве собора мотивы русского и татарского декора. В 2002 году, после долгого перерыва, собор вновь открыл свои двери для молящихся. К сожалению, не уцелела великолепная соборная колокольня с курантами.

     В XIX веке в Касимове действовал женский монастырь. Во время монастырского престольного праздника в городе развертывалась большая ярмарка, на которую съезжались торговцы и гости из соседних губерний. До наших дней дошла только часть осевшей монастырской стены с башнями.

     Сами улицы Касимова, создающие колоритный фон памятникам архитектуры, стали увлекательным путеводителем по истории.

 

И.Грачева